Юлиус Эвола
Это эссе под названием «Il vampirismo ed i vampiri» было опубликовано Юлиусом Эволой в журнале «Roma»
6 сентября 1973 года.
В последнее время тема «вампиризма» приобрела определённую популярность благодаря различным публикациям, начало которым положила известная новелла Брэма Стокера «Дракула». Некоторые из них получили интересные психологические и психоаналитические интерпретации. Что касается идеи собственно вампира, то она, однако, не может быть сведена лишь к суеверию и экстравагантной фантазии. Отбросим в сторону сугубо физический смысл вампиризма, связанный с высасыванием крови жертвы вампиром, что иногда делается с целью продления его собственной жизни.
Вместо этого, явление вампиризма может быть рассмотрено с точки зрения его психического характера, и мы могли бы привлечь внимание к феномену, упоминание которого встречается как в простонародье, так и в этнологии. Мы не можем игнорировать даже такие детские сказки, как истории об «оборотнях», в этнологии называемых «ликантропами».
Речь идёт о том, что человек в определённом смысле может быть разделённым надвое, и его двойник может принимать обличие животного и проявлять соответствующее поведение. Может ли в этом быть что-то реальное?
В принципе, мы можем ответить утвердительно, учитывая следующие ограничения. Настоящая человеческая эволюция должна быть понята как самодифференциация человеческого типа в процессе исторического развития видов путём исключения животных черт, которые он вбирает в себя, оставляя их за бортом, как плывущее судно, и которые уже были установлены и реализованы в имеющихся видах животных. Теперь мы можем понять такой тип человека, в котором озвученная дифференциация недостаточно выражена. Это особенно наблюдается среди примитивных и диких народов, развитие которых находится на стадии так называемого тотемизма, где тотем олицетворяет прародителя данного племени, а также бога или демона животного, которым и считают себя члены племени, например, человека-леопарда, человека-волка, человека-медведя и так далее.
Так, теоретически нельзя исключить, что в существе, чья личность ещё недостаточно стабильна, действует эта животная потенция, временами стремительно вырывающаяся в соответствующей форме. Это не тот случай, когда существо трансформируется материально и физически в животное, как в фантастическом происшествии с Доктором Джекилом. Надо понимать, что вместо разрыва личности (явления, знакомого психологии под названием «диссациативное расстройство идентичности»), которое объясняется в аналогичных терминах, это явление также непосредственно верифицируется понятием «эктоплазмы» – психико-физической субстанции, выделяемой медиумом в ходе экстрасенсорного сеанса.
С помощью обратного притока животной силы эктоплазма принимает переходную форму животной природы: этим возможно объяснить такие явления, как существование человека-волка и подобных форм, возможно, включающих в том числе и вампирические формы, если животная манифестация предполагает соответствующее поведение. Таким образом, это вопрос не о мертвеце, становящемся вампиром, и не о человеке, который трансформируется в воображаемое животное. В материалах, собранных этнологами, можно найти описание случаев впадания людей в глубокий сон или каталепсию, тогда как в это же время один из их двойников перемещался и был виден другим людям.
Двойник, как эктоплазма, выделяемая медиумом, являясь воссозданным образом дремлющего или оцепеневшего тела, сохраняет определённую мистическую связь с субъектом.
Наконец, мы могли бы упомянуть явление билокации, которое, в зависимости от удалённости от высших уровней (билокация христианских святых, исламских шейхов, индийских йогов и т.д.), вполне может являться объяснением этого несколько зловещего вопроса.
Естественно, возможные манифестации человека-волка и подобных существ не имеют сексуальных установок, которые «тёмная» литература обычно любит приписывать вампирам. Исходя из этой установки, мы должны последовать в несколько ином направлении; по существу, психический вампиризм может быть вполне реальным, что подтверждается немалым количеством традиций, которые иногда даже указывают техники для его актуализации.
Более того, этнология имеет сведения о верованиях в то, что шаманы обладают силой совершать «вампиризацию» живых людей путём приведения их к своего рода несуществованию [я, полагаю, «зомби»]: их следы, кажется, остались в чёрных практиках гаитянских Вуду. Что касается эротического вампиризма, то это тот случай, когда жизненная сила женщины поглощается мужчиной с целью усиления его собственной жизненной силы. Таким выглядит случай с Царём Соломоном в Ветхом Завете, когда он лёг с обнажёнными молодыми девушками, «не зная их», тем более, что в Центральной Азии и Древнем Китае можно обнаружить свидетельства об аналогичной процедуре.
Что касается обозначенного выше, Александра Давид-Неэль, долгое время пребывавшая там, рассказывает, что один из методов «увеличения собственной жизненной силы» и поддерживания своей собственной молодости заключается в использовании молодой женщины для достижения оргазма без впадения в переживание удовольствия. Более или менее подобная процедура также может быть обнаружена в древнем оперативном китайском Даосизме, в игре Дракона с Тигром (Дракон олицетворяет мужчину, Тигр – молодую женщину), предназначенной для достижения «вечной жизни» теми, «кто имеет знание». Здесь говорится только о мужском вампиризме (имеющем своей целью не кровь, но жизненно важную тонкую субстанцию) не только потому, что кажется несправедливым, что молодые женщины должны оставаться в неведении о скрытой цели союза, т.к. зная о нём, они могли бы взять на себя инициативу, поменять роли местами и эксплуатировать мужчину, который хотел бы вампиризовать их, но и потому, что рекомендуется последовательно использовать разных женщин; в тексте говорится, что лучший результат достигается, когда один мужчина сочетается с не менее чем десятью девушками за ночь.
Это, впрочем, не представляет собой лишь едва возможный ловкий трюк (особенно если назначение женщины как «тигра» не является просто фигурой речи), т.к. в во время практики мужчине предписано не эякулировать («строго органом без эякуляции»), что свидетельствует о том, что метод укрепления своей собственной жизни вновь требует от мужчины отречения от удовольствия, которое человек познаёт, безоговорочно изливаясь в женское тело.
Это более или менее всё, что можно сказать о вампиризме, в том числе и для того, чтобы вернуть идеи из довольно удалённой области обыденного существования, но не по этой причине, а по тому, что они в принципе лишены всякой реальности.